Почти детективная история. Иконы Деисусного чина
На сегодняшний день, согласно результатам новых исследований, возникли сомнения в том, что иконы из Деисусного чина Успенского монастыря в Звенигороде принадлежат кисти великого иконописца Андрея Рублева.
Но эти сокровища древней Русской иконописи так, или иначе представляют огромную историческую, культурную и духовную ценность для нас. История их обретения довольно интересна.
В 1918 году небольшая экспедиция отправляется в городок Звенигород.
Почему выбор исследователей пал, именно, на этот небольшой городок ? Известно, что в Звенигороде в конце 14, начале 15 веков княжил сын Дмитрия Донского - Юрий Дмитриевич. Он был связан с обителью преподобного Сергия, который являлся крестным отцом звенигородского князя.
Именно, благодаря помощи Юрия Дмитриевича возводился белокаменный Троицкий собор над мощами преподобного Сергия Радонежского. В собор была помещена великая святыня - образ Пресвятой Троицы, созданная иноком обители Андреем Рублевым.
Князь Юрий возвел в своих владениях два собора одновременно Троицкому - Успения Богородицы и Рождества Божией матери.
Все говорило о том, что преподобный Андрей Рублев мог работать в Звенигороде. Но это предположение необходимо было подтвердить научными изысканиями.
Поиски начались с открытия. На столпах Успенского собора под поздними росписями были обнаружены фрески начала 15 столетия. Исследователи связали их с мастерской Рублева.
Однако, потом выяснилось, что росписи датируются более поздними датами. Исследователи стали думать, что иконы Рублева утрачены.
Но по описям в Успенском соборе размещались семь старинных икон в основном чине иконостаса - в "Деисусе". Это были образы Христа Спасителя, Божией матери, Иоанна Крестителя, Архангелов Михаила и Гавриила, а так же апостолов Петра и Павла.
НО к тому часу со времени составления описи прошло более двух веков. В соборе икон не было.
Были обследованы все строения вокруг древнего собора.
И вот в сарае из под поленницы дров они извлекли три большие потемневшие доски. После расчистки этих темных досок стало ясно -найдены три из тех семи описанных образов. Спаситель, Архангел Михаил и апостол Павел.
Уже первое знакомство с найденными иконами утверждало , что найдены величайшие шедевры ,Русской иконописи.
Да и мировой религиозной живописи вообще. Таких тончайших переходов, таких красок и форм не знала русская иконопись до Рублева.
Но время и люди нанесли этим великим образам много повреждений. Особенно пострадала икона Христа Спасителя. Но уцелело главное - поразительный по духовности взор его очей. У Рублевского Христа, в отличие от предшествующих ему икон, нет пронзающего всеведения. Здесь человеку внимает всеведение любви, доверие к его духовным усилиям.
В своих великих созданиях преподобный иконописец выразил совершенную любовь к Господу. Этот взгляд говорит людям совершать добрые дела не из страха а, единственно, по любви.
Иконы Звенигородского чина, непреложно, свидетельствует: русский человек в эпоху преподобного Сергия Радонежского и преподобного Андрея Рублева был близок к осознания такой совершенной любви.
Всем добра и господнего благословения.
Икона Спас Вседежитель в нашем магазине https://pravikons.ru/категории_икон?product_id=62
Шедевры русской средневековой иконописи мирового значения. Спас Звенигородского Деисусного чина. Ранее приписывался кисти Андрея Рулева